Русская Правда как памятник права.

Возникновение Русской Правды: источники, княжеские уставы. Редакции. Правовое положение населения. Основные черты частного права. Преступления и наказания. Судопроизводство. До наших дней дошло более ста списков Русской Правды. Все они распадаются на три основных редакции: Краткая, Пространная и Сокращенная. Источником кодификации явились нормы обычного права и княжеская судебная практика. В Русской Правде содержится ряд норм, определяющих правовое положение отдельных групп населения: нормы о повышенной (двойной) уголовной ответственности за убийство представителя привилегированного слоя и нормы об особом порядке наследования недвижимости (земли) для представителей этого слоя. Основная масса населения разделилась на свободных и зависимых людей, существовали также промежуточные и переходные категории. Русскую Правду можно определить как кодекс частного права- все ее субъекты являются физическими лицами, понятия юридического лица закон еще не знает. Кодекс строился по казуальной системе, законодатель стремился предусмотреть все возможные жизненные ситуации. Преступление по Русской Правде определялось не как нарушение закона или княжеской воли, а как “обида”,т.е. причинение морального или материального ущерба лицу или группе лиц. Объектами преступления были личность и имущество. Система наказаний по Русской Правде достаточно проста. Высшей мерой наказания остается “поток и разграбление”, назначаемое только в трех случаях: за убийство в разбое, поджог и конокрадство. Наказание включало конфискациюимущества и выдачу преступника (вместе с семьей) “головой” , т.е. в рабство. В Русской Правде еще сохраняются древнейшие элементы обычая, связанные с принципом талиона (“око за око, зуб за зуб”), в случаях с кровной местью. Но главной целью наказания становится возмещения ущерба (материального и морального). Судебный процесс носит ярко выраженный состязательный характер: он начинался только по инициативе истца, стороны в нем (истец и ответчик) обладали равными правами, судопроизводство было гласным и устным, значительную роль в системе доказательств играли “ордалии” (“суд божий”), присяга и жребий.