Правовая политика самодержавной монархии в XVI в.

Государственные реформы первой половины XVI в. Усиление централизации. Церковная политика. Правовая регламентация церковного землевладения. Опричнина. Уголовно-правовая политика Ивана IV. В 1547 г. при Иване IV Грозном глава государства стал носить официальный титул царя, государя и великого князя Московского, передаваемый по наследству. В своей деятельности он опирался на Боярскую думу, постоянно действующую при царе. В 1549 г. в ее составе была учреждена “Избранная дума” из доверенных лиц. Особое место в ситеме госорганов занимали Земские соборы. Их созыв обьявлялся царской грамотой. В состав Собора входили Боярская дума, “Освященный собор” (церковные иерархи) и выборные от дворянства и посадов. Сословно-представительными органами на местах в середине XVI в.стали земские и губные избы. Деятельность земских и губных изб контролировались различными отраслевыми приказами, число которых возрастало: наряду с отраслевыми-Разбойным, Стрелецким-появились новые территориальные- Нижегородский, Казанский, Сибирский приказы. Реорганизация приказной системы, поочередное раукрупление или слияние приказов происходила достаточно часто. Вырабатывался настоящий бюрократический стиль. ВXVII в. происходит реорганизация местного управления: земские, губные избы и городские приказчики стали подчиняться назначенным из центра воеводам, принявшим на себя административные, полицейские и военные функции. Госцентрализация потребовала проведения ряда реформ в административной областях. Становление приказно-воеводской системы управления означало централизацию всего управления и ликвидацию остатков дворцово-водчинской системы. Церковь в XV-XVII вв. являлась одним из крупнейших землевладельцев. В начале XVI в. была сделана попытка ограничить рост церковно-монастырского землевладения (Стоглавый собор 1551г.). Наиболее ощутимым ограничением стала закрепленная в Соборном Уложении ликвидация “белых” монастырских, патриарших, митрополичьих и архирейских слобод в городах. Вместе с тем политическая роль церкви возрастала: в 1589 г. в России учреждается патриаршество и русская церковь получает полную самостоятельность. Решительным политическим актом самодержавной власти стала опритчина (1565-1572гг.). Иван IV предпринял попытку подавить оппозиционное боярство и утвердить центральную власть. Вся территория государства была разделена на “опритчину” и “ земщину”. Были сформированыособые вооруженные подразделения (опричники), составляющие ударную силу и репрессивнный механизм опритчины. В этих условиях сложилась особожесткая уголовно-правовая и уголовно-процессуальная практика.